Привод
с одноступенчатым зубчатым
цилиндрическим редуктором
Задание
Спроектировать одноступенчатый
горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор для привода ленточного
конвейера
Dб
1 – электродвигатель; 2 – муфта; 3 – одноступенчатый редуктор; 4 – ременная
передача;
5 – приводной барабан; 6 – конвейерная лента.
Полезное усилие, передаваемое лентой конвейера, Рл = 8.55 кН; скорость ленты – vл = 1.3 м/с; диаметр приводного барабана – 400 мм.
1. Выбор двигателя и кинематический расчет.
КПД пары цилинтрических зубчатых колес, η1= 0.98;
Потери пары подшипников качения, η2 = 0.99;
КПД ременной передачи η3 = 0.92;
КПД, учитывающий потери вала приводного барабана, η4 = 0.99.
Общий КПД привода:
η = η1 η22 η3 η4 = 0.98 • 0.992 • 0.92 • 0.99 = 0.875.
Требуемая мощность электродвигателя
кВт
Угловая скорость барабана
рад/с.
Частота вращения
Число оборотов двигателя мощностью 13 кВт составляет 970 об/мин.
Передаточное отношение составит:
.
Определим передаточное число
редуктора ip = 5; ременной передачи ir
= 3.12.
Отсюда частоты вращения и угловые скорости валов и барабана:
n1 = nдв = 970 об/мин;
рад/с
об/мин;
рад/с;
об/мин;
рад/с.
Расчет зубчатых передач
В связи с отсутствием особых требований, выбираем для редуктора:
Для шестерни: сталь 45, термообработка – улучшение; твердость НВ 230.
Для колеса: сталь 45, термообработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже: НВ 230.
Допускаемые контактные напряжения
,
где σH lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;
Для углеродистых сталей с твердостью не менее НВ 350 и термообработкой
σH lim b = 2НВ + 70;
КHL – коэффициент
долговечности; при числе циклов нагружения больше базового (при длительной эксплуатации),
его принимают равным 1; [ n ]H = 1.15.
Принимаем допускаемое напряжение по колесу
Н/мм2
Вращающий момент на валу шестерни
Н∙м = 125∙103 Н∙мм;
Вращающий момент на валу колеса
М2 = М1ip = 125 ∙ 103 ∙ 5 = 625 ∙ 103 Н∙мм.
Коэффициент нагрузки KHβ примем с запасом равным KHβ = 1.25.
Принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию
.
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев
мм.
Здесь принято u = ip = 5. Ближайшее стандартное значение aω = 200 мм.
Нормальный модуль зацепления
mn = (0.01 ÷ 0.02) aω = (0.01 ÷ 0.02) ∙ 200 = 2 ÷ 4 мм;
Принимаем mn = 2.5 мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и определим числа зубьев шестерни и колеса:
Принимаем z1 = 26;
Тогда z2
= z1u = 26 ∙ 5 = 130.
Уточненное значение угла наклона зубьев:
;
β = 12о 50’
Основные размеры шестерни и колеса:
Диаметры делительные:
мм;
мм.
Проверка:
мм;
Диаметры вершин зубьев:
da1 = d1 + 2mn
= 66.55 + 2 • 2.5 = 71.55 мм;
da2 = d2 + 2mn = 333.45 + 2 • 2.5 = 338.45 мм;
ширина колеса b2 = ψbaaω = 0.4 • 200 = 80 мм;
ширина шестерни b1 = b2 + 5 мм = 85 мм.
Определяем коэффициент шестерни по диаметру:
.
Окружная скорость колес и степень точности передачи
м/с.
При такой скорости следует принять 8-ю стекпень точности.
Коэффициент нагрузки
KH = KHβ •KHα • KHv.
По таблице
KHβ ≈ 1.155;
KHα ≈ 1.08;
KHv = 1.0.
Отсюда:
KH = 1.155 • 1.08 • 1.0 = 1.245.
Проверка контактных напряжений
Н/мм2 <
[σ]H
Силы, действующие в зацеплении:
Окружная:
Н;
Радиальная
Pr = P • tgα / cosβ = 3750 • tg 20o / cos 12o 50’ = 1400 H;
Н;
Осевая
Pa = P ∙ tgβ = 3750 ∙ tg 12o50’ = 830 H.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
Здесь коэффициент нагрузки KF
= KFβKFv.
По табл. при ψbd = 1.275, твердости < HB 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор KFβ = 1.33. По табл. KFv = 1.3.
Отсюда KF = 1.33 • 1.3 = 1.73.
YF – коэффициент прочности зуба по местным напряжениям, зависящий от эквивалентного числа зубьев zv.
У шестерни
;
У колеса
.
При этом YF1 = 3.84 и YF2
= 3.60.
Допускаемое напряжение:
Для стали 45 улучшенной при твердости ≤ HB350 .
Для шестерни
Н/мм2,
Для колеса
Н/мм2.
- коэффициент запаса прочности, где = 1.75;
Отсюда
Допускаемые напряжения:
Для шестерни
Н/мм2
Для колеса
Н/мм2
Находим отношения
Для шестерни Н/мм2;
Для колеса Н/мм2.
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты Yβ и KFα.
Для средних значений коэффициента
торцового перекрытия εα = 1.5 и 8-й степени точности KFα = 0.75.
Проверяем прочность зуба колеса по формуле
σF2 = 3750•1.73•3.60•0.91•0.75 / 80•2.5 ≈ 80 Н/мм2 ≤ [σF2] = 206 Н/мм2
Н/мм2 < [σ]F2 = 206 Н/мм2
Условие прочности
выполнено