Привод  с одноступенчатым зубчатым  цилиндрическим редуктором

 

Задание

Спроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор для привода ленточного конвейера

 

 

 


                                  Dб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – электродвигатель; 2 – муфта;  3 – одноступенчатый редуктор; 4 – ременная передача;

5 – приводной барабан; 6 – конвейерная лента. 

 

Полезное усилие, передаваемое лентой конвейера, Рл = 8.55 кН; скорость ленты – vл = 1.3 м/с;  диаметр приводного барабана – 400 мм.

 

1.      Выбор двигателя и кинематический расчет.

КПД пары цилинтрических зубчатых колес, η1= 0.98;

Потери пары подшипников качения, η2 = 0.99;

КПД ременной передачи η3 = 0.92;

КПД, учитывающий потери вала приводного барабана, η4 = 0.99.

Общий КПД привода:

 

η =  η1 η22 η3 η4 = 0.98 • 0.992 • 0.92 • 0.99 = 0.875.

 

Требуемая мощность электродвигателя

 кВт

 

Угловая скорость барабана

 

рад/с.

 

Частота вращения

 

 

 

Число оборотов двигателя мощностью 13 кВт составляет 970 об/мин.

 

Передаточное отношение составит:

 

.

 

Определим передаточное число редуктора ip = 5; ременной передачи ir = 3.12.

 

Отсюда частоты вращения и угловые скорости валов и барабана:

n1 = nдв = 970 об/мин; 

рад/с

 

об/мин;

 

рад/с;

 

об/мин;

 

рад/с.

Расчет зубчатых передач

 

В связи с отсутствием особых требований, выбираем для редуктора:

Для шестерни: сталь 45, термообработка – улучшение; твердость НВ 230.

Для колеса: сталь 45, термообработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже: НВ 230.

Допускаемые контактные напряжения

 

,

 

 

где σH lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

Для углеродистых сталей с твердостью не менее НВ 350 и термообработкой

 

σH lim b = 2НВ + 70;

 

КHL – коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового (при длительной эксплуатации), его принимают равным 1;  [ n ]H = 1.15.

 

Принимаем допускаемое напряжение по колесу

 

Н/мм2

 

Вращающий момент на валу шестерни

 

Н∙м = 125∙103 Н∙мм;

 

 

Вращающий момент на валу колеса

 

М2 = М1ip = 125 ∙ 103 ∙ 5 = 625 ∙ 103 Н∙мм.

 

Коэффициент нагрузки K примем с запасом равным K = 1.25.

 

Принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию

 

.

 

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев

 

 

мм.

 

 

Здесь принято  u = ip = 5. Ближайшее стандартное значение aω = 200 мм.

 

Нормальный модуль зацепления

 

mn = (0.01 ÷ 0.02) aω = (0.01 ÷ 0.02) ∙ 200 = 2 ÷ 4 мм;

 

Принимаем  mn = 2.5 мм.

 

Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и определим числа зубьев шестерни и колеса:

 

 

Принимаем z1 = 26;

Тогда z2 = z1u = 26 ∙ 5 = 130.

 

Уточненное значение угла наклона зубьев:

 

;

 

β = 12о 50

 

Основные размеры шестерни и колеса:

Диаметры делительные:

 

 мм;

 

 мм.

 

Проверка:

 мм;

 

Диаметры вершин зубьев:

 

da1 = d1 + 2mn = 66.55 + 2 • 2.5 = 71.55 мм;

da2 = d2 + 2mn = 333.45 + 2 • 2.5 = 338.45 мм;

 

ширина колеса b2 = ψbaaω = 0.4 • 200 = 80 мм;

ширина шестерни b1 = b2 + 5 мм = 85 мм.

 

Определяем коэффициент шестерни по диаметру:

 

.

Окружная скорость колес и степень точности передачи

 

 м/с.

 

При такой скорости следует принять  8-ю стекпень точности.

Коэффициент нагрузки

 

KH = K K KHv.

 

По таблице

K ≈ 1.155;

K ≈ 1.08;

 KHv = 1.0.

 

Отсюда:

KH = 1.155 • 1.08 • 1.0 = 1.245.

 

Проверка контактных напряжений

 

 Н/мм2 < [σ]H

 

Силы, действующие в зацеплении:

 

Окружная:

Н;

 

Радиальная

Pr = P • tgα / cosβ = 3750 • tg 20o / cos 12o 50’ = 1400 H;

 Н;

 

Осевая

Pa = P tgβ = 3750 ∙ tg 12o50’ = 830 H.

 

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:

 

Здесь коэффициент нагрузки KF = KKFv.

 

По табл. при ψbd = 1.275, твердости < HB 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор K = 1.33. По табл. KFv = 1.3.

Отсюда KF = 1.33 • 1.3 = 1.73.

YF – коэффициент прочности зуба по местным напряжениям, зависящий от эквивалентного числа зубьев zv.

У шестерни

 

;

 

У колеса

 

.

 

При этом YF1 = 3.84 и YF2 = 3.60.

 

Допускаемое напряжение:

 

 

Для стали 45 улучшенной при твердости ≤ HB350  .

Для шестерни

 Н/мм2,

 

Для колеса

 Н/мм2.

 

  - коэффициент запаса прочности, где   = 1.75;

Отсюда

 

Допускаемые напряжения:

Для шестерни

 Н/мм2

 

Для колеса

 Н/мм2

 

Находим отношения    

Для шестерни    Н/мм2;

Для колеса         Н/мм2.

 

Дальнейший расчет следует вести  для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определяем коэффициенты Yβ и K.

 

Для средних значений коэффициента торцового перекрытия εα = 1.5  и 8-й степени точности  K = 0.75.

 

Проверяем  прочность зуба колеса по формуле

 

σF2 = 3750•1.73•3.60•0.91•0.75 / 80•2.5 ≈ 80 Н/мм2 ≤ [σF2] = 206 Н/мм2

 Н/мм2 < [σ]F2 = 206 Н/мм2

 

 

Условие прочности выполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz